Диалог является контролируемым, если пользователь имеет возможность инициировать и контролировать направление и темп диалогового взаимодействия до того момента, пока цель не достигнута [из 4.7 Контролируемость ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.1 Темп взаимодействия между пользователем и системой не должен зависеть от функциональных возможностей и ограничений интерактивной системы. Он должен определяться пользователем и находиться под его контролем в соответствии с потребностями пользователя и его характеристиками.
Примечание 1 - Некоторые интерактивные системы могут включать требования, запрещающие пользователю в определенных ситуациях оказывать управляющие воздействия на систему, например в условиях тестирования, когда фиксированные ограничения по времени входят в план тестирования.
Примечание 2 - В определенных областях применения производственное задание может диктовать минимальные и максимальные пределы скорости взаимодействия.
Примечание 3 - Темп взаимодействия между пользователем и системой может быть ограничен политикой компании, например указанием «выход из системы после 2 часов бездействия».
Пример - Мобильный телефон, который позволяет пользователю отправлять текстовые сообщения, сохраняет частично завершенные сообщения видимыми и доступными для редактирования до тех пор, пока пользователь не решит, отправить, сохранить или удалить сообщение, независимо от фактического времени, затраченного пользователем на завершение отправки сообщения [из 4.7.1 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.2 Пользователь должен иметь возможность выбора вариантов продолжения диалога.
Примеры
- Телефон, предназначенный для ведения бизнеса и определяющий и отображающий телефонный номер поступающего звонка, дает возможность ввести этот номер и фамилию звонящего в телефонную книжку.
- При регистрации входящего платежа в прикладной программе бухгалтерского учета система автоматически выбирает для оплаты самый давний неоплаченный счет и дает возможность пользователю выбирать для оплаты другие неоплаченные счета этого клиента.
[из 4.7.2 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.3 Если диалог был прерван, то у пользователя должна быть возможность определить точку его возобновления, т. е. точку, в которой диалог будет продолжен, если это не противоречит производственному заданию.
Пример - Прикладная программа планирования ресурсов предприятия (система ERP) позволяет пользователю хранить частично введенные заказы, чтобы завершить обработку других заказов, имеющих больший приоритет, и позже продолжить завершение частично введенного заказа [из 4.7.3 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.4 Если операции производственного задания являются обратимыми и позволяет область применения, то пользователь должен иметь возможность отменить, по крайней мере, последний этап диалога.
Пример - В текстовом редакторе есть специальная опция, отменяющая последнюю произведенную операцию редактирования [из 4.7.4 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.5 Если объем данных, соответствующих производственному заданию, является большим, то пользователь должен иметь возможность контролировать их поступление.
Пример - Прикладная программа-календарь позволяет пользователю просматривать входные данные за день, неделю, месяц или в соответствии с указанным пользователем критерием, например, «все встречи с конкретным клиентом» [из 4.7.5 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.6 Пользователь должен иметь возможность использовать любые доступные устройства ввода-вывода, если это необходимо.
Пример - При поисковом запросе кнопка поиска может быть активирована при помощи мыши или нажатием клавиши «Enter» на клавиатуре [из 4.7.6 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.7 Пользователи должны иметь возможность изменять настройки по умолчанию, если это не противоречит производственному заданию.
Пример - В приложении «Электронная почта» место для хранения вложений может быть изменено в соответствии с желанием пользователя [из 4.7.7 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.7.8 Если данные были изменены, то первоначальные данные должны оставаться доступными для пользователя, если это необходимо при выполнении производственного задания.
Пример - Если в приложении, управляющем взаимоотношениями с клиентами (CRM), данные клиента изменены и требуются официальные записи об этом, то первоначальные данные клиента остаются доступными для пользователя после произведенных изменений [из 4.7.8 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]