3.2.2 Порядок проведения оценки качества услуг связи ГОСТ Р 53724-2009

Основные составляющие элементы проведения оценки качества услуг связи:

  • идентификация услуги;
  • определение этапов оказания услуги;
  • выделение потребительских свойств услуги;
  • определение состава показателей качества услуги;
  • определение состава эталонных (установленных) значений показателей качества услуги;
  • выбор методов сбора данных;
  • сбор данных;
  • обработка данных и конечная оценка качества услуги.

[из 3.2.2 Порядок проведения оценки качества услуг связи ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.1 Идентификация услуги должна заключаться в описании услуги в терминах, понятных потребителю и исполнителю услуги. При этом описание услуги должно включать в себя следующее:

  • определение услуги;
  • общую характеристику услуги, предоставляющую расширенное толкование определения и отражающую сущность практической реализации услуги и область ее возможного использования потребителем;
  • описание возможностей услуги, оказываемой потребителю;
  • описание особенностей технической реализации услуги;
  • алгоритм оказания услуги потребителю, отражающий взаимосвязь процессов взаимодействия пользователя и оператора связи при оказании услуги;
  • описание финансовых условий оказания услуги (форма расчета, особенности тарификации и др.);
  • описание особенностей организации службы поддержки услуги, оказывающей техническое и информационное сопровождение услуги (режим работы, контактные данные и др.), а также предоставляемых этой службой возможностей пользователю;
  • порядок оформления услуги;
  • сроки оказания услуги.

[из 3.2.2.1 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.2 Каждый из этапов оказания услуги должен отражать взаимодействие пользователя с оператором связи при получении услуги. Совокупность этапов должна быть представлена «Алгоритмом оказания услуги». Основные этапы оказания услуг каждого вида:

  • предварительный этап (прием заявки от пользователя, заключение договора и т. д.):
  • этап собственно оказания услуги пользователю;
  • расчет за услугу;
  • поддержка услуги.

[из 3.2.2.2 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.3 Для каждого этапа оказания услуги необходимо выделить основные потребительские свойства, характеризующие ее объективные особенности, проявляющиеся при потреблении.

Основные потребительские свойства услуг связи:

[из 3.2.2.3 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.4 Система показателей качества услуги должна отражать основные потребительские свойства конкретной услуги применительно к определенному этапу ее оказания. Показатели должны быть подлежащими измерению и определяемыми доступными способами сбора и обработки данных [из 3.2.2.4 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.5 Эталонные значения показателей качества услуг связи должны быть выбраны из значений, определенных действующей на момент проведения оценки нормативно-правовой документацией (федеральными законами, техническими регламентами, стандартами, руководящими документами и др.).

При отсутствии нормативных и правовых документов в качестве эталонных значений используют внутренние нормативы показателей качества операторов связи.

В качестве внутренних нормативов показателей качества услуг операторов связи в маркетинговых целях могут быть использованы более жесткие нормативы по сравнению с установленными нормативно-правовой документацией [из 3.2.2.5 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.6 Методы, выбираемые для сбора данных при проведении оценки качества услуг связи, должны обеспечивать полноту, достоверность и эффективность получения информации.

К основным методам сбора данных для оценки качества услуг связи относятся методы:

  • проведения контрольных вызовов;
  • анализа статистических данных;
  • анализа первичных документов;
  • экспертных оценок;
  • проведения опроса пользователей;
  • проведения тестовых соединений;
  • проведения испытаний с помощью программных средств;
  • проведения испытаний с помощью контрольно-измерительной аппаратуры.

[из 3.2.2.6 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.7 Сбор данных следует проводить в соответствии с разработанной программой работ, которая должна включать в себя представление видов выполняемых работ, условий, места и времени их проведения, используемых методов сбора данных ответственных лиц [из 3.2.2.7 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.8 Обработка данных должна быть выполнена с использованием математико-статистических методов и с доверительной оценкой результатов расчетов [из 3.2.2.8 ГОСТ Р 53724-2009]

3.2.2.9 Конечная оценка качества услуг связи должна включать в себя две составляющие:

  • оценку соответствия фактического значения показателей их эталонным (установленным) значениям;
  • оценку степени выполнения эталонных (установленных) значений показателей.

[из 3.2.2.9 ГОСТ Р 53724-2009]