Из ГОСТ Р 59899-2021 Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования

ГОСТ Р 59899-2021 Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования. Educational products with algorithms of artificial intelligence for adaptive learning in general education. Technical requirements. УДК 004.896:006.354 ОКС 35.240.90. Редакция от 12.12.2023.

2 Термины и определения ГОСТ Р 59899-2021

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Адаптивное обучение по ГОСТ Р 59899-2021

Разновидность обучения, при котором для обучающегося формируется индивидуальная траектория обучения, опирающаяся на непрерывный анализ его персональных учебно–значимых характеристик [из 2.1 ГОСТ Р 59899–2021]

Информационно-образовательная среда, ИОС по ГОСТ Р 59899-2021

Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно–коммуникационных технологий.

Примечание — Информационно–образовательные среды в обобщенном виде представляют собой различные виды информационных систем, обеспечивающих реализацию процесса обучения с помощью информационно–коммуникационных технологий.

[ГОСТ Р 53620–2009, пункт 3.1] [из 2.3 ГОСТ Р 59899–2021]

Цифровой след (в образовании) по ГОСТ Р 59899-2021

Данные о персональной траектории развития обучающегося, включающие в том числе видео– и аудиозаписи, сведения о хронологии взаимодействия с различными средствами обучения и воспитания, о хронологии взаимодействия с другими участниками отношений в сфере образования и информацию о таком взаимодействии, в том числе о полученных квалификациях, о последующем трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках, а также о результатах обучения с использованием учебно–методических данных, представленные в электронном цифровом формате [из 2.4 ГОСТ Р 59899–2021]

3 Общие требования ГОСТ Р 59899-2021

3.1 Образовательные продукты должны предоставляться в виде сервиса, глобально доступного через информационно–телекоммуникационную сеть Интернет. Для обеспечения возможности доступа к образовательному продукту в условиях нестабильного подключения к сети Интернет разработчиком может быть реализована возможность локального разворачивания продуктов на мощностях образовательных организаций [из 3.1 ГОСТ Р 59899–2021]

3.2 Образовательные продукты должны иметь инструменты интеграции с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), государственными информационными системами в сфере общего образования, официально введенными в эксплуатацию, а также поддерживать различные протоколы обмена данными [из 3.2 ГОСТ Р 59899–2021]

3.3 Учебные материалы должны быть доступны к использованию обучающимися через единый веб–интерфейс, в рамках образовательного процесса не должно быть переходов на сторонние информационные ресурсы. По решению разработчиков возможно включение ссылок на дополнительные учебные материалы, не являющиеся обязательными для изучения в ходе образовательного процесса, размещенные на внешних информационных ресурсах [из 3.3 ГОСТ Р 59899–2021]

3.4 Образовательные продукты должны обеспечить возможность работы с различных устройств (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов) под управлением различных операционных систем, включая операционные системы с графическим интерфейсом, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [из 3.4 ГОСТ Р 59899–2021]

3.6 Образовательные продукты должны обеспечивать индивидуализацию содержания образовательных модулей с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, в том числе:

[из 3.6 ГОСТ Р 59899–2021]

3.8 Образовательные продукты могут предусматривать использование в учебном процессе образовательных организаций различных методов обучения:

[из 3.8 ГОСТ Р 59899–2021]

3.11 Образовательные продукты должны предоставлять возможность увеличения уровня автоматизации взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися в рамках учебного процесса в основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программах [из 3.11 ГОСТ Р 59899–2021]

3.13 Образовательные продукты должны предоставлять возможность всем заинтересованным лицам (родителям, администрации образовательной организации, привлекаемым экспертам, проверяющим и др.), имеющим необходимые полномочия, получать данные об образовательном процессе [из 3.13 ГОСТ Р 59899–2021]

4 Архитектура образовательных продуктов и требования к их подсистемам ГОСТ Р 59899-2021

4.1 Образовательные продукты должны содержать следующие подсистемы:

По решению разработчиков образовательный продукт может содержать дополнительные подсистемы, например:

  • «Личный кабинет родителя»;
  • «Личный кабинет администратора (конфигуратора)».

Требования к дополнительным подсистемам и их составу разработчики образовательных продуктов определяют самостоятельно. Допускается интеграция подсистем [из 4.1 ГОСТ Р 59899–2021]

4.2 Требования к подсистеме «Авторизация и аутентификация» ГОСТ Р 59899-2021

4.2.1 В подсистеме «Авторизация и аутентификация» должны быть предусмотрены следующие роли пользователей:

По решению разработчика образовательного продукта возможно создание других ролей пользователей [из 4.2.1 ГОСТ Р 59899–2021]

4.3 Требования к подсистеме «Адаптивное обучение» ГОСТ Р 59899-2021

4.3.2 Рекомендации подсистемы «Адаптивное обучение» по выбору уровня сложности должны основываться на накопленных данных об уровне подготовки и знаниях обучающегося, его индивидуальных особенностях и эффективности использования им различных учебных материалов, содержащихся в образовательном продукте [из 4.3.2 ГОСТ Р 59899–2021]

4.3.3 Подсистема «Адаптивное обучение» должна производить регулярную оценку соответствия процесса освоения образовательной программы, модуля, дисциплины обучающимся заявленному уровню сложности на основе результатов промежуточного оценивания и обратной связи учителя [из 4.3.3 ГОСТ Р 59899–2021]

4.3.4 После завершения образовательного модуля (каждого или группы модулей) подсистема «Адаптивное обучение» должна направлять рекомендации по корректировке уровня сложности и темпов обучения в подсистемы «Личный кабинет обучающегося» и «Личный кабинет педагога» [из 4.3.4 ГОСТ Р 59899–2021]

4.3.6 Подсистема «Адаптивное обучение» должна осуществлять построение индивидуальной траектории освоения образовательного материала для обучающегося, обеспечивающей гарантированное достижение выбранного уровня сложности в автоматическом режиме. Траектория должна включать в себя элементы образовательного модуля, которые должен освоить обучающийся и предпочтительные формы представления и оценки [из 4.3.6 ГОСТ Р 59899–2021]

4.3.7 Подсистема «Адаптивное обучение» должна обеспечивать возможность внесения дополнительных элементов в образовательную траекторию и повторное прохождение элементов образовательного модуля (на разном уровне сложности) в случае возникающих сложностей в освоении материала или необходимости более глубокого его изучения для ликвидации пробелов знаний у обучающихся на основании рекомендаций и (или) выбора обучающегося и педагога [из 4.3.7 ГОСТ Р 59899–2021]

4.3.8 Подсистема «Адаптивное обучение» должна предусматривать возможность повышения интенсивности обучения и расширения образовательной программы для обучающихся, которые осваивают образовательную программу с опережением графика и показывают высокие результаты освоения [из 4.3.8 ГОСТ Р 59899–2021]

4.4 Требования к подсистеме «Личный кабинет обучающегося» ГОСТ Р 59899-2021

Подсистема «Личный кабинет обучающегося» должна в непрерывном режиме предоставлять обучающемуся обратную связь о текущем состоянии образовательного процесса, в том числе информацию:

[из 4.4 Требования к подсистеме «Личный кабинет обучающегося» ГОСТ Р 59899–2021]

4.5 Требования к подсистеме «Личный кабинет педагога» ГОСТ Р 59899-2021

4.5.1 Подсистема «Личный кабинет педагога» должна предоставлять педагогическому работнику обратную связь об успехах и неудачах каждого обучающегося и его текущем состоянии, в том числе информацию на основании:

[из 4.5.1 ГОСТ Р 59899–2021]

4.5.2 Подсистема «Личный кабинет педагога» должна обеспечить аналитическое сопровождение деятельности педагогического работника, в том числе:

[из 4.5.2 ГОСТ Р 59899–2021]

4.5.3 Подсистема «Личный кабинет педагога» должна предусматривать возможность выявления и оповещения педагогического работника о недостижении обучающимся персональных учебных целей, формировать предложения по корректировке процесса обучения для минимизации рисков неосвоения программы [из 4.5.3 ГОСТ Р 59899–2021]

4.6 Требования к подсистеме «Модуль анализа данных» ГОСТ Р 59899-2021

4.6.1 Подсистема «Модуль анализа данных» должна предоставлять возможность осуществления сбора и хранения данных:

[из 4.6.1 ГОСТ Р 59899–2021]

4.6.2 Подсистема «Модуль анализа данных» должна осуществлять прогнозирование движения обучающегося по персональной образовательной траектории и предоставлять распределение вероятностей достижения результатов поставленной образовательной цели для обучающегося и педагогического работника [из 4.6.2 ГОСТ Р 59899–2021]

4.7 Требования к подсистеме «Каталог образовательного контента» ГОСТ Р 59899-2021

4.7.1 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать организацию, хранение и использование учебных элементов и модулей с использованием следующих форм представления информации, включая:

[из 4.7.1 ГОСТ Р 59899–2021]

4.7.2 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать организацию, хранение и использование элементов контроля знаний, включая:

  • тестовые задания закрытого типа;
  • задания открытого типа;
  • интерактивные задания.

[из 4.7.2 ГОСТ Р 59899–2021]

4.7.4 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать связи между уровнями сложности отдельных элементов и модулей, позволяющих изменить индивидуальную траекторию обучающегося и обеспечить ему переход на иной уровень сложности [из 4.7.4 ГОСТ Р 59899–2021]