Сертификация и сертификационные испытания зачастую становятся чуть ли не единственным способом «утереть нос» заказчику, особенно государственному или заказчику военной техники. Нередко случается так, что все разумные доводы разработчика (исполнителя) и его отсылки к нормативным документам попросту «не доходят» до заказчика, либо он совершенно сознательно их игнорирует, либо вообще занимается саботажем. В подобной ситуации может помочь третья незаинтересованная сторона - орган по сертификации (сертификация ТР ТС>) Редакция от 30.04.2021.
Создан 11.06.2016 12:19:19
Настоящая статья про сертификацию и сертификационные испытания является логическим продолжением материала Экспертиза техдокументации: как победить эксперта?, только подход к решению поставленных в ней задач несколько иной, с привлечением третьей незаинтересованной стороны.
Так вот, если поставлена задача автоматизировать процессы деятельности некой организации или ее подразделения, в составе которой (или которого) айтишный персонал откровенно слабенький или вообще отсутствует, то все разумные доводы и т.п., упомянутые в анонсе, отлетают от него аки горох от стенки. А чего еще ждать? Нормально взаимодействовать можно только с равными себе (±, разумеется, в определенных пределах)
Второй случай - незаинтересованность. У товарищей прекрасно налажен, предположим, бумажный документооборот, поэтому переход на документооборот электронный им попросту нафиг не нужен, несмотря на все очевидные преимущества последнего. Но при этом есть приказ свыше - автоматизироваться! И приказ хоть с неохотой, но выполняется.
На рисунке выше показан фрагмент совершенно абсурдной структуры технического задания. Имеется содержание работ, в котором расписаны все требования к ним. Зачем тогда нужен подраздел «Ожидаемые результаты»? Чтобы написать в подразделе, положим, «Результаты расширения функциональных возможностей...» фразу «В результате расширения функциональных возможностей... ...должны быть расширены функциональные возможности согласно п. 4.1.1»? И как уклониться от этого абсурда, если заказчик тупо и упорно на нем настаивает?
Третий случай - откровенный саботаж. Такое наблюдается в некоторых департаментах по информационным технологиям отдельных муниципальных образований. Там четко заявляют: мы отращиваем здесь свои задницы, протираем штаны в этих креслах и посажены в них именно ради того, чтобы саботировать, саботировать и еще раз саботировать! Стоит ли говорить о том, что подобные товарищи ведут себя в высшей степени нецензурно?
В общем, в двух случаях из трех срабатывает схема «я - начальник (заказчик), ты - дурак!». Извечный вопрос: что делать? Ответ прост - привлечь третью незаинтересованную, но весьма компетентную аккредитованную сторону.
Такой стороной, к примеру, может стать Сертинформ ВНИИНМАШ, сведения о котором приведены на рисунке ниже.
Нам неоднократно приходилось взаимодействовать с Сертинформ ВНИИНМАШ по вопросам сертификации различной продукции в рамках Таможенного союза, а в неформальных личных беседах, не касающихся решения конкретных текущих задач, выяснилось, что данная организация предоставляет услуги по проведению сертификационных испытаний автоматизированных систем, программно-технических комплексов, программных и иных средств информационных технологий, а также оценивает качество ПС по ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения.
Что это означает на практике? Если заказчик по тем или иным причинам упирается рогом и не желает принимать работу, то имеет смысл обратиться именно в Сертинформ ВНИИНМАШ. Сертифицированные эксперты не только внимательно спросят с заявителя необходимую техническую документацию, но и тщательно проверят ее на соответствие действующим стандартам, оценят качество, а затем проведут те самые сертификационные испытания по полной программе (и методике). Если все хорошо, то в руках заявителя окажется сертификат соответствий, с которым хоть в арбитражный суд, хоть в гаагский трибунал. Прекрасный документ, которым запросто можно утереть нос любому самому вредному и капризному заказчику.
Как-то так...