Из ГОСТ Р 59895-2021 Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология

ГОСТ Р 59895-2021 Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология. Artificial intelligence technologies in education. General provisions and terminology. УДК 004.896:006.354 ОКС 35.240.90. Редакция от 23.01.2023.

2 Термины и определения ГОСТ Р 59895-2021

2.1 Термины, относящиеся к искусственному интеллекту ГОСТ Р 59895-2021

Искусственный интеллект, ИИ по ГОСТ Р 59895-2021

Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека [1, раздел I, статья 5 а)] [из 2.1.3 ГОСТ Р 59895-2021]

Набор данных по ГОСТ Р 59895-2021

Совокупность данных, прошедших предварительную подготовку (обработку) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и необходимых для разработки программного обеспечения на основе искусственного интеллекта [1, раздел I, статья 5 д)] [из 2.1.4 ГОСТ Р 59895-2021]

Обезличенные данные (depersonalized data) по ГОСТ Р 59895-2021

Данные, которые в результате обезличивания не позволяют однозначно определить их принадлежность к определенному субъекту персональных данных, в том числе с использованием дополнительной информации [из 2.1.8 ГОСТ Р 59895-2021]

Технологии искусственного интеллекта по ГОСТ Р 59895-2021

Технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта [2, раздел I, статья 5 6)] [из 2.1.12 ГОСТ Р 59895-2021]

2.2 Термины, относящиеся к образовательному процессу ГОСТ Р 59895-2021

Образование по ГОСТ Р 59895-2021

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4, статья 2] [из 2.2.2 ГОСТ Р 59895-2021]

Образовательная организация по ГОСТ Р 59895-2021

Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [4, статья 2] [из 2.2.4 ГОСТ Р 59895-2021]

Образовательная программа по ГОСТ Р 59895-2021

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации [4, статья 2] [из 2.2.5 ГОСТ Р 59895-2021]

Онлайн-прокторинг по ГОСТ Р 59895-2021

Мониторинг прохождения дистанционного испытания при помощи аудиовизуальных программно-аппаратных средств в течение всего времени прохождения испытания с предоставлением отчетных материалов и проведением процесса идентификации обучающегося [из 2.2.6 ГОСТ Р 59895-2021]

Педагогический работник по ГОСТ Р 59895-2021

Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучаемых и (или) организации образовательной деятельности [4, статья 2] [из 2.2.7 ГОСТ Р 59895-2021]

Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС по ГОСТ Р 59895-2021

Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования [4, статья 2] [из 2.2.11 ГОСТ Р 59895-2021]

Учебный элемент, УЭ по ГОСТ Р 59895-2021

Логически завершенная часть учебных материалов.

Примечания

  1. При анализе структуры учебный элемент является неделимой частью учебных материалов в данном конкретном случае. Неделимость УЭ - понятие условное и в другом случае при более подробном рассмотрении вопроса может детализироваться.
  2. В зависимости от конкретного содержания учебных материалов в качестве учебного элемента могут быть:

[из 2.2.12 ГОСТ Р 59895-2021]

Образовательный модуль по ГОСТ Р 59895-2021

Совокупность учебных элементов, достаточных для организации и прохождения обучения по отдельной теме (занятию) дисциплины (курса).

Примечание - Результатом прохождения образовательного модуля является получение обучающимся определенных знаний, умений, навыков или компетенций [из 2.2.13 ГОСТ Р 59895-2021]

Адаптированная образовательная программа по ГОСТ Р 59895-2021

Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [из 2.2.14 ГОСТ Р 59895-2021]

2.3 Термины, связанные с использованием технологий искусственного интеллекта в образовании ГОСТ Р 59895-2021

Адаптивное обучение по ГОСТ Р 59895-2021

Разновидность обучения, при котором для обучающегося формируется индивидуальная траектория обучения, опирающаяся на непрерывный анализ его персональных учебно-значимых характеристик (уровень подготовки, индивидуальные особенности, особенности использования различных форматов учебно-методических материалов, уровень знаний и т.п.) [из 2.3.1 ГОСТ Р 59895-2021]

Цифровой след (в образовании) по ГОСТ Р 59895-2021

Данные об обучающемся и его активностях, включающие, в том числе, видео- и аудиозаписи, данные о хронологии взаимодействия с различными средствами обучения и воспитания, о хронологии взаимодействия с другими участниками отношений в сфере образования и информацию о таком взаимодействии, в том числе о полученных квалификациях, о последующем трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках, а также о результатах обучения с использованием учебно-методических данных, представленные в электронном цифровом формате [из 2.3.8 ГОСТ Р 59895-2021]

Учебно-методические данные по ГОСТ Р 59895-2021

Информация об организации и планировании обучения, необходимая для создания организационно-педагогических условий и достижения образовательных результатов при формировании и реализации индивидуальных траекторий обучения [из 2.3.9 ГОСТ Р 59895-2021]

Описательная аналитика (в образовании) (descriptive Analytics in education) по ГОСТ Р 59895-2021

Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью выявления интерпретируемых зависимостей и закономерностей, понимания текущей ситуации и происходящих процессов.

Примечание - Применительно к учебной аналитике использование описательной аналитики направлено на выявление моделей поведения обучающихся и достижения результатов обучения [из 2.3.11 ГОСТ Р 59895-2021]

Предсказательная аналитика (в образовании) (predictive Analytics in education) по ГОСТ Р 59895-2021

Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью выявления трендов в данных и формирования прогнозов о развитии ситуации и динамике процессов.

Примечание - Применительно к учебной аналитике использование предсказательной аналитики направлено на прогнозирование достижения обучаемым результатов обучения и возникновения рисков, способных повлиять на успешность обучения [из 2.3.12 ГОСТ Р 59895-2021]

Предписывающая аналитика (в образовании) (prescriptive analytics in education) по ГОСТ Р 59895-2021

Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью формирования рекомендаций для достижения запланированных результатов (в образовательном процессе и управленческой деятельности) и оптимизации процессов.

Примечание - Применительно к учебной аналитике использование предписывающей аналитики, как правило, направлено на формирование рекомендаций обучающимся по повышению эффективности обучения, а также на формирование рекомендаций педагогическим работникам и разработчикам учебных материалов по улучшению учебного процесса, дизайна курса, образовательной программы [из 2.3.13 ГОСТ Р 59895-2021]

3 Использование технологий искусственного интеллекта в образовании ГОСТ Р 59895-2021

3.1 Технологии компьютерного зрения ГОСТ Р 59895-2021

Технологии компьютерного зрения в образовании могут использоваться:

[из 3.1 Технологии компьютерного зрения ГОСТ Р 59895-2021]

3.2 Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи ГОСТ Р 59895-2021

Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи в образовании могут использоваться:

[из 3.2 Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи ГОСТ Р 59895-2021]

3.3 Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений ГОСТ Р 59895-2021

Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений в образовании могут использоваться:

[из 3.3 Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений ГОСТ Р 59895-2021]

3.4 Перспективные технологии искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021

Перспективные технологии искусственного интеллекта в образовании могут использоваться:

[из 3.4 Перспективные технологии искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021]

3.5 Использование совокупности описанных технологий искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021

Совокупность описываемых технологий искусственного интеллекта может использоваться для автономного обучения без вмешательства педагогического работника посредством искусственного интеллекта-репетитора. Технологии компьютерного зрения позволяют перевести входную информацию обучающегося в машиночитаемый вид. Технологии машинного обучения и анализа данных позволяют сформировать персональную образовательную траекторию обучающегося и провести оценивание [из 3.5 Использование совокупности описанных технологий искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021]

Библиография ГОСТ Р 59895-2021

[1] Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»)

[2] ИСО/МЭК СД 22989 Информационные технологии. Искусственный интеллект. Понятия и терминология (ISO/IEC CD 22989 Information Technology - Artificial Intelligence - Artificial Intelligence Concepts and Terminology)

[3] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

[4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3)

[из Библиография ГОСТ Р 59895-2021]