ГОСТ Р 59895-2021 Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология. Artificial intelligence technologies in education. General provisions and terminology. УДК 004.896:006.354 ОКС 35.240.90. Редакция от 23.01.2023.
1 Область применения ГОСТ Р 59895-2021
Настоящий стандарт распространяется на технологии искусственного интеллекта в образовании и устанавливает общие положения и терминологию в этой области [из 1 Область применения ГОСТ Р 59895-2021]
2 Термины и определения ГОСТ Р 59895-2021
2.1 Термины, относящиеся к искусственному интеллекту ГОСТ Р 59895-2021
Автоматическое распознавание речи (automatic speech recognition, ASR) по ГОСТ Р 59895-2021
Способность системы принимать входную информацию в виде человеческой речи [ГОСТ Р 53452-2009, статья 2.1] [из 2.1.1 ГОСТ Р 59895-2021]
Данные (data) по ГОСТ Р 59895-2021
Предоставление информации в формальном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки людьми или компьютерами [ГОСТ 33707-2016, статья 4.259] [из 2.1.2 ГОСТ Р 59895-2021]
Искусственный интеллект, ИИ по ГОСТ Р 59895-2021
Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека [1, раздел I, статья 5 а)] [из 2.1.3 ГОСТ Р 59895-2021]
Набор данных по ГОСТ Р 59895-2021
Совокупность данных, прошедших предварительную подготовку (обработку) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и необходимых для разработки программного обеспечения на основе искусственного интеллекта [1, раздел I, статья 5 д)] [из 2.1.4 ГОСТ Р 59895-2021]
Компьютерное зрение (computer vision) по ГОСТ Р 59895-2021
Способность функционального блока получать, обрабатывать и интерпретировать визуальные данные [ГОСТ Р 59277-2020, статья 3.30] [из 2.1.5 ГОСТ Р 59895-2021]
Машинный перевод (machine translation) по ГОСТ Р 59895-2021
Автоматический перевод текста или речи с одного естественного языка на другой с помощью компьютерной системы [2, статья 3.5.1] [из 2.1.6 ГОСТ Р 59895-2021]
Машинное обучение (machine learning) по ГОСТ Р 59895-2021
Процесс автоматического обучения и совершенствования поведения системы искусственного интеллекта на основе обработки массива обучающих данных без явного программирования [из 2.1.7 ГОСТ Р 59895-2021]
Обезличенные данные (depersonalized data) по ГОСТ Р 59895-2021
Данные, которые в результате обезличивания не позволяют однозначно определить их принадлежность к определенному субъекту персональных данных, в том числе с использованием дополнительной информации [из 2.1.8 ГОСТ Р 59895-2021]
Обработка естественного языка (natural language processing) по ГОСТ Р 59895-2021
Анализ текста и речи на естественном языке, а также языка жестов (знаков) для получения информации, подлежащей обработке средствами вычислительной техники [из 2.1.9 ГОСТ Р 59895-2021]
Обучающие данные (training data) по ГОСТ Р 59895-2021
Подмножество доступных данных, используемых для обучения модели машинного обучения [2, статья 3.5.19] [из 2.1.10 ГОСТ Р 59895-2021]
Персональные данные по ГОСТ Р 59895-2021
Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) [3, статья 3] [из 2.1.11 ГОСТ Р 59895-2021]
Технологии искусственного интеллекта по ГОСТ Р 59895-2021
Технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта [2, раздел I, статья 5 6)] [из 2.1.12 ГОСТ Р 59895-2021]
2.2 Термины, относящиеся к образовательному процессу ГОСТ Р 59895-2021
Кодификатор элементов содержания по ГОСТ Р 59895-2021
Структурированный в виде иерархического дерева перечень основных элементов содержания учебного курса [из 2.2.1 ГОСТ Р 59895-2021]
Образование по ГОСТ Р 59895-2021
Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4, статья 2] [из 2.2.2 ГОСТ Р 59895-2021]
Образовательная деятельность по ГОСТ Р 59895-2021
Деятельность по реализации образовательных программ [4, статья 2] [из 2.2.3 ГОСТ Р 59895-2021]
Образовательная организация по ГОСТ Р 59895-2021
Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [4, статья 2] [из 2.2.4 ГОСТ Р 59895-2021]
Образовательная программа по ГОСТ Р 59895-2021
Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации [4, статья 2] [из 2.2.5 ГОСТ Р 59895-2021]
Онлайн-прокторинг по ГОСТ Р 59895-2021
Мониторинг прохождения дистанционного испытания при помощи аудиовизуальных программно-аппаратных средств в течение всего времени прохождения испытания с предоставлением отчетных материалов и проведением процесса идентификации обучающегося [из 2.2.6 ГОСТ Р 59895-2021]
Педагогический работник по ГОСТ Р 59895-2021
Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучаемых и (или) организации образовательной деятельности [4, статья 2] [из 2.2.7 ГОСТ Р 59895-2021]
Рукописная работа по ГОСТ Р 59895-2021
Письменная работа, выполненная обучаемым от руки [из 2.2.8 ГОСТ Р 59895-2021]
Учебно-методические материалы по ГОСТ Р 59895-2021
Нормативная документация, учебные и методические издания, средства обучения и контроля, необходимые для осуществления образовательной деятельности и реализации основных и дополнительных образовательных программ [из 2.2.9 ГОСТ Р 59895-2021]
Обучающийся по ГОСТ Р 59895-2021
Физическое лицо, осваивающее образовательную программу [4, статья 2] [из 2.2.10 ГОСТ Р 59895-2021]
Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС по ГОСТ Р 59895-2021
Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования [4, статья 2] [из 2.2.11 ГОСТ Р 59895-2021]
Учебный элемент, УЭ по ГОСТ Р 59895-2021
Логически завершенная часть учебных материалов.
- При анализе структуры учебный элемент является неделимой частью учебных материалов в данном конкретном случае. Неделимость УЭ - понятие условное и в другом случае при более подробном рассмотрении вопроса может детализироваться.
- В зависимости от конкретного содержания учебных материалов в качестве учебного элемента могут быть:
- учебная информация: определение понятия, факт, явление, процесс, закономерность, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод или следствие;
- задания различных типов.
[из 2.2.12 ГОСТ Р 59895-2021]
Образовательный модуль по ГОСТ Р 59895-2021
Совокупность учебных элементов, достаточных для организации и прохождения обучения по отдельной теме (занятию) дисциплины (курса).
Примечание - Результатом прохождения образовательного модуля является получение обучающимся определенных знаний, умений, навыков или компетенций [из 2.2.13 ГОСТ Р 59895-2021]
Адаптированная образовательная программа по ГОСТ Р 59895-2021
Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [из 2.2.14 ГОСТ Р 59895-2021]
2.3 Термины, связанные с использованием технологий искусственного интеллекта в образовании ГОСТ Р 59895-2021
Адаптивное обучение по ГОСТ Р 59895-2021
Разновидность обучения, при котором для обучающегося формируется индивидуальная траектория обучения, опирающаяся на непрерывный анализ его персональных учебно-значимых характеристик (уровень подготовки, индивидуальные особенности, особенности использования различных форматов учебно-методических материалов, уровень знаний и т.п.) [из 2.3.1 ГОСТ Р 59895-2021]
Индивидуальная траектория обучения по ГОСТ Р 59895-2021
Последовательность учебных материалов, которая формируется исходя из анализа персональных характеристик обучающегося и целей обучения [из 2.3.2 ГОСТ Р 59895-2021]
Минимальный уровень результативности по ГОСТ Р 59895-2021
Достижение уровня знаний, умений и навыков по предметной области обучающимся, позволяющего успешно пройти промежуточную и итоговую аттестацию [из 2.3.3 ГОСТ Р 59895-2021]
Образовательный продукт (программно-техническая система) с алгоритмами искусственного интеллекта по ГОСТ Р 59895-2021
Программно-техническая система, использующая алгоритмы искусственного интеллекта для решения различных задач в сфере образования [из 2.3.4 ГОСТ Р 59895-2021]
Паттерны списывания по ГОСТ Р 59895-2021
Обучающие данные, содержащие описание действий обучающихся, нарушающих правила проведения промежуточной или итоговой аттестации [из 2.3.5 ГОСТ Р 59895-2021]
Стандарт цифрового следа по ГОСТ Р 59895-2021
Набор правил и соглашений, используемых при идентификации, сборе, анализе, передаче цифрового следа [из 2.3.6 ГОСТ Р 59895-2021]
Таксономия образовательных материалов по ГОСТ Р 59895-2021
Декомпозиция материалов образовательной программы в виде графа, состоящего из учебных элементов, модулей и связей между ними [из 2.3.7 ГОСТ Р 59895-2021]
Цифровой след (в образовании) по ГОСТ Р 59895-2021
Данные об обучающемся и его активностях, включающие, в том числе, видео- и аудиозаписи, данные о хронологии взаимодействия с различными средствами обучения и воспитания, о хронологии взаимодействия с другими участниками отношений в сфере образования и информацию о таком взаимодействии, в том числе о полученных квалификациях, о последующем трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках, а также о результатах обучения с использованием учебно-методических данных, представленные в электронном цифровом формате [из 2.3.8 ГОСТ Р 59895-2021]
Учебно-методические данные по ГОСТ Р 59895-2021
Информация об организации и планировании обучения, необходимая для создания организационно-педагогических условий и достижения образовательных результатов при формировании и реализации индивидуальных траекторий обучения [из 2.3.9 ГОСТ Р 59895-2021]
Учебная аналитика (learning analytics) по ГОСТ Р 59895-2021
Идентификация, сбор, анализ и представление данных об обучающихся и образовательном процессе с целью изучения обучения, оптимизации образовательного процесса и улучшения результатов обучения [из 2.3.10 ГОСТ Р 59895-2021]
Описательная аналитика (в образовании) (descriptive Analytics in education) по ГОСТ Р 59895-2021
Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью выявления интерпретируемых зависимостей и закономерностей, понимания текущей ситуации и происходящих процессов.
Примечание - Применительно к учебной аналитике использование описательной аналитики направлено на выявление моделей поведения обучающихся и достижения результатов обучения [из 2.3.11 ГОСТ Р 59895-2021]
Предсказательная аналитика (в образовании) (predictive Analytics in education) по ГОСТ Р 59895-2021
Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью выявления трендов в данных и формирования прогнозов о развитии ситуации и динамике процессов.
Примечание - Применительно к учебной аналитике использование предсказательной аналитики направлено на прогнозирование достижения обучаемым результатов обучения и возникновения рисков, способных повлиять на успешность обучения [из 2.3.12 ГОСТ Р 59895-2021]
Предписывающая аналитика (в образовании) (prescriptive analytics in education) по ГОСТ Р 59895-2021
Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью формирования рекомендаций для достижения запланированных результатов (в образовательном процессе и управленческой деятельности) и оптимизации процессов.
Примечание - Применительно к учебной аналитике использование предписывающей аналитики, как правило, направлено на формирование рекомендаций обучающимся по повышению эффективности обучения, а также на формирование рекомендаций педагогическим работникам и разработчикам учебных материалов по улучшению учебного процесса, дизайна курса, образовательной программы [из 2.3.13 ГОСТ Р 59895-2021]
3 Использование технологий искусственного интеллекта в образовании ГОСТ Р 59895-2021
3.1 Технологии компьютерного зрения ГОСТ Р 59895-2021
Технологии компьютерного зрения в образовании могут использоваться:
- для контроля обучающегося во время проведения онлайн-прокторинга. Использование алгоритмов искусственного интеллекта применяется для непрерывного контроля за процессом выполнения экзамена и распознавания основных паттернов списывания, например, посторонняя помощь, использование не входящих в регламент проведения учебных материалов, использование программно-аппаратных средств для поиска информации;
- для перевода в машиночитаемый вид рукописных работ;
- для предотвращения конфликтных ситуаций между обучающимися при идентификации в режиме реального времени видеоряда и выявлении основных паттернов конфликтных ситуаций между ними;
- для распознавания в режиме реального времени видеоряда и оценки психоэмоционального состояния обучающихся в классе, идентификации паттернов нестабильного психоэмоционального состояния, в том числе суицидальных настроений;
- для реализации адаптированной образовательной программы (нарушения слуха) с целью распознавания в режиме реального времени подачи информации с помощью жестов и ее перевода в машиночитаемый вид;
- в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.
[из 3.1 Технологии компьютерного зрения ГОСТ Р 59895-2021]
3.2 Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи ГОСТ Р 59895-2021
Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи в образовании могут использоваться:
- для перевода в машиночитаемый и текстовый вид голосовых команд педагогического работника и обучающегося, в том числе для задания команд различным образовательным помощникам и интерфейсам;
- автоматизации проверки устных докладов обучающегося;
- автоматизации проверки и оценивания заданий, включая задания открытого типа (эссе, сочинения, изложения и др.);
- для реализации адаптированной образовательной программы (нарушения зрения) с целью распознавания в режиме реального времени подачи информации с помощью голоса и ее перевода в машиночитаемый вид и формат команд для соответствующих сервисов и интерфейсов;
- в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.
[из 3.2 Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи ГОСТ Р 59895-2021]
3.3 Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений ГОСТ Р 59895-2021
Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений в образовании могут использоваться:
- для реализации адаптивного обучения при помощи программного или программно-аппаратного комплекса;
- автоматизации процесса подготовки к уроку педагогического работника при помощи рекомендательной системы подбора учебно-методических материалов;
- автоматизации процесса самостоятельной работы обучающимся при помощи рекомендательной системы подбора учебно-методических материалов;
- предоставления обратной связи учителю в режиме реального времени о прогрессе каждого обучающегося и формирования рекомендаций по изменению учебной программы;
- оптимизации администрирования образовательного процесса;
- в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.
[из 3.3 Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений ГОСТ Р 59895-2021]
3.4 Перспективные технологии искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021
Перспективные технологии искусственного интеллекта в образовании могут использоваться:
- для автоматической генерации заданий с заданной психометрической сложностью;
- в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.
[из 3.4 Перспективные технологии искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021]
3.5 Использование совокупности описанных технологий искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021
Совокупность описываемых технологий искусственного интеллекта может использоваться для автономного обучения без вмешательства педагогического работника посредством искусственного интеллекта-репетитора. Технологии компьютерного зрения позволяют перевести входную информацию обучающегося в машиночитаемый вид. Технологии машинного обучения и анализа данных позволяют сформировать персональную образовательную траекторию обучающегося и провести оценивание [из 3.5 Использование совокупности описанных технологий искусственного интеллекта ГОСТ Р 59895-2021]
Библиография ГОСТ Р 59895-2021
[1] Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»)
[2] ИСО/МЭК СД 22989 Информационные технологии. Искусственный интеллект. Понятия и терминология (ISO/IEC CD 22989 Information Technology - Artificial Intelligence - Artificial Intelligence Concepts and Terminology)
[3] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
[4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3)
[из Библиография ГОСТ Р 59895-2021]