3.1 Термины, относящиеся к качеству ГОСТ ISO 9000-2011

Качество (quality) по ГОСТ ISO 9000-2011

Качество (quality) по ГОСТ ISO 9000-2011

Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Примечания:

  1. Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное.
  2. Термин «присущий», являющийся противоположным термину «присвоенный», означает имеющийся в чем-то, особенно если это относится к постоянным характеристикам.

[из 3.1.1 ГОСТ ISO 9000-2011]

Требование (requirement) по ГОСТ ISO 9000-2011

Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Примечания:

  1. Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.
  2. Для обозначения конкретного вида требования могут применяться определяющие слова, например, такие как требование к продукции, требование к системе качества, требование потребителя.
  3. Установленным является такое требование, которое определено, например в документе.
  4. Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.
  5. Приведенное определение отличается от установленного в пункте 3.12.1 Директивы ИСО/МЭК, часть 2 - «Документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения».

[из 3.1.2 ГОСТ ISO 9000-2011]

Градация (grade) по ГОСТ ISO 9000-2011

Градация (grade) по ГОСТ ISO 9000-2011

Класс, сорт, категория или разряд, соответствующий различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение. Пример - Класс авиабилета или категория гостиницы в справочнике гостиниц. Примечание - При определении требования к качеству градация обычно устанавливается [из 3.1.3 ГОСТ ISO 9000-2011]

Удовлетворенность потребителей (customer satisfaction) по ГОСТ ISO 9000-2011

Восприятие потребителями степени выполнения их требований. Примечания:

  1. Жалобы потребителей являются общим показателем низкой удовлетворенности потребителей, однако их отсутствие не обязательно предполагает высокую удовлетворенность потребителей.
  2. Даже если требования потребителей были с ними согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает высокую удовлетворенность потребителей.

[из 3.1.4 ГОСТ ISO 9000-2011]

Возможности (capability) по ГОСТ ISO 9000-2011

Возможности (capability) по ГОСТ ISO 9000-2011

Способность организации, системы или процесса производить продукцию, которая будет соответствовать требованиям к этой продукции. Примечание - Термины, относящиеся к возможностям процесса в области статистики, определены в ISO 3534-2 [из 3.1.5 ГОСТ ISO 9000-2011]

Компетентность (competence) по ГОСТ ISO 9000-2011

Продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике. Примечание - Понятие компетентности определено в настоящем стандарте в общем смысле. Употребление данного термина может иметь дополнительные особенности и быть уточнено в других документах [из 3.1.6 ГОСТ ISO 9000-2011]