Качество (quality) по ГОСТ ISO 9000-2011
Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
- Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное.
- Термин «присущий», являющийся противоположным термину «присвоенный», означает имеющийся в чем–то, особенно если это относится к постоянным характеристикам.
[из 3.1.1 ГОСТ ISO 9000–2011]
Требование (requirement) по ГОСТ ISO 9000-2011
Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
- Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.
- Для обозначения конкретного вида требования могут применяться определяющие слова, например, такие как требование к продукции, требование к системе качества, требование потребителя.
- Установленным является такое требование, которое определено, например в документе.
- Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.
- Приведенное определение отличается от установленного в пункте 3.12.1 Директивы ИСО/МЭК, часть 2 — «Документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения».
[из 3.1.2 ГОСТ ISO 9000—2011]
Градация (grade) по ГОСТ ISO 9000-2011
Класс, сорт, категория или разряд, соответствующий различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение.
Пример — Класс авиабилета или категория гостиницы в справочнике гостиниц.
Примечание — При определении требования к качеству градация обычно устанавливается.
[из 3.1.3 ГОСТ ISO 9000–2011]
Удовлетворенность потребителей (customer satisfaction) по ГОСТ ISO 9000-2011
Восприятие потребителями степени выполнения их требований.
- Жалобы потребителей являются общим показателем низкой удовлетворенности потребителей, однако их отсутствие не обязательно предполагает высокую удовлетворенность потребителей.
- Даже если требования потребителей были с ними согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает высокую удовлетворенность потребителей.
[из 3.1.4 ГОСТ ISO 9000—2011]
Возможности (capability) по ГОСТ ISO 9000-2011
Способность организации, системы или процесса производить продукцию, которая будет соответствовать требованиям к этой продукции.
Примечание — Термины, относящиеся к возможностям процесса в области статистики, определены в ISO 3534–2.
[из 3.1.5 ГОСТ ISO 9000–2011]
Компетентность (competence) по ГОСТ ISO 9000-2011
Продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике.
Примечание — Понятие компетентности определено в настоящем стандарте в общем смысле. Употребление данного термина может иметь дополнительные особенности и быть уточнено в других документах.
[из 3.1.6 ГОСТ ISO 9000—2011]