8.3.1 Общие положения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Навигационная структура определяет все потенциально возможные пути перемещения пользователей в веб-интерфейсе пользователя. Для определенной структуры информационного наполнения могут быть разработаны различные навигационные структуры.
Примечание - Некоторые авторы используют термин «информационная архитектура» как синоним понятия «навигационная структура».
8.3.2 Выбор подходящей навигационной структуры ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Навигационные структуры разрабатываются на основе структуры концептуальной модели информационного наполнения, а также на основе заданий и навигационных стратегий пользователя. Обычно навигационные структуры представляют собой иерархии, сети или сочетания полей воспроизведения либо их сочетания. Общее руководство по проектированию навигационных структур представлено в ИСО 14915-2.
Пример 1 - Веб-сайт может быть изучен при помощи иерархического разделения темы и подтем, которые предлагает сайт. Кроме того, определенная информация или новые части информации размещаются на верхнем уровне навигационной структуры, хотя они и принадлежат темам, находящимся на нижних уровнях иерархии понятий. В таком случае конкретная часть информации может быть найдена через верхний уровень, а также через определенную тему, с которой эта информация ассоциируется.
Пример 2 - Сайт электронной торговли предлагает меню, основанное на категориях продукта (например, обувь), а также меню на основе деятельности пользователя (например, пешие прогулки) [из 8.3.2 Выбор подходящей навигационной структуры ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.3 Сопоставление широты и глубины навигационной структуры ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Если навигационная структура является комплексной, широкая навигационная система, предлагающая большое количество ссылок на одной странице, более предпочтительна, чем глубокая навигационная структура, требующая большого количества навигационных действий, так как ссылки на одной странице логически сгруппированы, промаркированы по принципу смысловой значимости, и их количество не превышает способности восприятия пользователя.
Руководство по выбору баланса между широтой и глубиной в меню содержится в ИСО 9241-14 [из 8.3.3 Сопоставление широты и глубины навигационной структуры ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.4 Организация целенаправленной навигации ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Навигационная структура организуется на основе понятий, которые имеют значение и важность для пользователя. Таким образом, можно выделить формы организации, основанные на информационном наполнении, описании задач, регулярности и др., что описано в ИСО 14915-2.
Пример 1 - Сайт электронной торговли предлагает навигацию, основанную на информационном наполнении, которая отображает классификацию продукта в каталоге, доступном для просмотра с использованием ссылок, четко определяющих названия категорий продукта.
Пример 2 - В бизнес-приложении на основе веб-технологий предлагается меню навигации, основанное на описании различных задач пользователя, таких как «ввести новую команду», «поменять информацию о клиенте» или «отменить заказ».
Пример 3 - Во внутренней сети организации соответствующие документы связаны простыми шагами порядка осуществления закупок. Пользователи могут перейти к этим документам с каждого простого шага в системе навигации, основанной на описании задач. Для использования этих документов возможен дополнительный доступ, основанный на информационном наполнении.
Пример 4 - В интернет-магазине пользователи могут перейти к часто покупаемым продуктам прямо из списка на домашней странице [из 8.3.4 Организация целенаправленной навигации ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.5 Навигация по описанию задач ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Для таких точно сформулированных задач пользователя, как покупка товара, навигационная структура должна предлагать легко распознаваемые ссылки на страницу, относящуюся к задаче, и проводить пользователя через серию страниц при многоступенчатых задачах.
Повторяющиеся задания могут обеспечиваться использованием «быстрых ссылок» на эти задачи на главной странице. Внутри задания пользователям можно шаг за шагом предоставлять соответствующие опции «Назад/Следующее», которые отображаются отдельно от кнопки возврата в браузере. Важно дать пользователям четкое понятие об их текущей позиции внутри задачи, а также обратную связь о процессе обработки информации, например, сохранена и (или) обработана ли информация, введенная в анкету, при перемещении назад [из 8.3.5 Навигация по описанию задач ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.6 Возможность четкой навигации внутри многоступенчатой задачи ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
В случае если пользователи перемещаются между разными страницами (или полями воспроизведения), относящимися к одной и той же многоступенчатой задаче, им предоставляются соответствующие технические приемы. Соответствующие технические приемы включают, в частности:
- предоставление пошаговой инструкции;
- предоставление четких указаний на местоположение пользователя в задаче в любое время;
- обеспечение возможности пользователей перемещаться на предыдущие шаги для корректировки введенной информации;
- предоставление сведений о состоянии процесса обработки информации.
Примечание - Под предоставлением сведений о состоянии процесса обработки информации понимают, например, следующее: была ли сохранена информация, введенная в анкету, выполнена ли финансовая транзакция, отправлен ли ответ на электронное письмо.
Поддержка навигации между различными этапами задачи крайне необходима для удобства в использовании и доступности [из 8.3.6 Возможность четкой навигации внутри многоступенчатой задачи ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.7 Сочетание нескольких способов организации навигации ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
В случаях когда возможен более чем один путь навигации, например, наличие доступа к информации или функции, основанного на командах или теме, навигационные структуры создаются так, чтобы они поддерживали различные цели пользователя и были просты для понимания.
Пример - В системе управления взаимоотношениями с клиентами клиенты и их заказы могут быть найдены путем перемещения между различными группами клиентов и просмотром списков клиентов. Получить доступ к заказам можно при введении соответствующей информации о клиенте. На домашней странице также доступны ссылки под названием «изменить информацию о клиенте» или «новый заказ», чтобы целенаправленно изменить информацию об определенном клиенте или ввести новые заказы. Это обеспечивает гибкий поиск информации о клиенте, эффективную активизацию конкретных бизнес-функций [из 8.3.7 Сочетание нескольких способов организации навигации ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.8 Информативная домашняя страница ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Домашняя страница представляет собой важнейший узел в навигационной структуре веб-сайта. Домашние страницы должны предоставлять достаточное количество законченной информации, чтобы пользователь мог понять цель, предугадать информацию сайта, они должны отображать важные или новые блоки информационного наполнения и обеспечивать доступ ко всем важным навигационным подструктурам.
Пример-Домашняя страница сайта электронной торговли отображает информацию относительно назначения сайта и текущих специальных предложениях. Также она отображает группы ссылок для доступа к каталогу (они могут иметь сложную подструктуру), для просмотра и изменения информации о счете клиента, для участия в обсуждении по определенным группам товаров на форуме сайта, а также другие важные области сайта.
Домашние страницы, на которых содержится много информации, желательно очищать, оставляя только несколько ссылок, чтобы не перегружать восприятие пользователя. Этого можно избежать, например, организуя информацию в разные группы и размещая эти группы в подходящем формате [из 8.3.8 Информативная домашняя страница ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.9 Прямой доступ к важной информации с домашней страницы ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Домашняя страница предоставляет прямой доступ к особо важной или часто используемой информации или функциям.
Предоставление прямого доступа к важной или часто используемой информации с домашней страницы удобно, так как не перегружается способность восприятия пользователя [из 8.3.9 Прямой доступ к важной информации с домашней страницы ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.10 Экраны-заставки ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
8.3.10.1 Исключение ненужных экранов-заставок ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Необходимо избегать использования экранов-заставок, если только они не предоставляют полезную информацию или сведения о состоянии приложения [из 8.3.10.1 Исключение ненужных экранов-заставок ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.10.2 Пропуск экранов-заставок ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
При использовании экрана-заставки предлагается навигационная опция по его пропуску.
Пример - Навигационная опция по пропуску мгновенно всплывающей заставки предоставляется как стандартная HTML-ссылка, а не как часть Flash-анимации [из 8.3.10.2 Пропуск экранов-заставок ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]
8.3.11 Исключение открытия ненужных окон ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014
Дополнительные окна, такие как новые окна браузера или всплывающие окна, открываются только в том случае, если этого требует задача пользователя.
Открытие новых окон может отвлекать, путать и задерживать пользователей по различным причинам. Они могут накладываться на первоначальное окно, скрывая тем самым важную информацию. Они могут сделать навигационную структуру более сложной для понимания, отрицательно влияя на пригодность использования и доступность. Они также требуют дополнительных действий со стороны пользователя по закрытию не интересующих его окон. Полезными для избежания проблем такого характера являются агенты пользователя, которые позволяют ему блокировать новые окна.
Дополнительное окно поддерживает задачу пользователя, если оно используется для предъявления подзадачи, каким-то образом касающейся задачи, отображенной в главном окне (например, «выберите дату»), или когда информация во всплывающем окне используется вместе с информацией в главном окне (например, справочная информация) [из 8.3.11 Исключение открытия ненужных окон ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]