Услуга по ГОСТ Р 50646-2012
Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг.
- В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 услуга — это результат, как минимум, одного действия, обязательно произведенного (осуществленного при взаимодействии) между поставщиком и заказчиком (потребителем), как правило, нематериальный.
- Услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные, нематериальные — (социально—культурные) и смешанные.
[из 3.1.1 ГОСТ Р 50646—2012]
Материальная услуга по ГОСТ Р 50646-2012
Услуга по удовлетворению материально—бытовых потребностей потребителя услуг, оказание которой включает деятельность, осуществляемую по отношению к материальному продукту, в том числе, предоставляемому потребителем.
- Материальные услуги включают услуги автосервиса, ремонт и техническое обслуживание оборудования, техники, машин, ремонт и возведение жилых построек, ремонт и изготовление изделий, химическую чистку, стирку белья, жилищно—коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги средств размещения, услуги индустрии питания и пр.
- Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств продукта или изготовление нового продукта по заказам потребителей, перемещение грузов и людей, создание условий для потребления услуг по заказам потребителей и т.п.
- Услуги отдельных видов, осуществляемые за плату по заказу потребителей и имеющие некий материальный результат или материальное выражение, иногда называют работой.
- Материальные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.
[из 3.1.2 ГОСТ Р 50646—2012]
Социально-культурная (нематериальная) услуга по ГОСТ Р 50646-2012
Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.
- Социально—культурные услуги включают:
предоставление нематериальных продуктов (например, страхование, банковские, финансовые, экспертные и правовые услуги, консалтинг);
образовательные услуги (обучение, подготовка кадров, повышение квалификации персонала и пр.);
услуги культуры, спорта, туризма, организация отдыха и досуга;
уход и лечение заказчиков (например, парикмахерские и косметические услуги, медицинские услуги, услуги для непродуктивных животных);
сдача внаем оборудования, помещений (например, агентства по сдаче в аренду, услуги проката);
сетевые услуги (услуги связи, Интернет, телекоммуникаций, телефонной связи и др.).
- Социально—культурные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.
- К смешанным услугам относят услуги, предусматривающие одновременное удовлетворение материально—бытовых и социально—культурных потребностей потребителей услуг.
[из 3.1.3 ГОСТ Р 50646—2012]
Исполнитель услуг по ГОСТ Р 50646-2012
Предприятие, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие, предлагающие или имеющие намерение оказать услугу потребителю.
- В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 исполнителя услуг называют поставщиком услуг.
- Исполнитель услуг может быть назван сервисной организацией.
[из 3.1.4 ГОСТ Р 50646—2012]
Потребитель услуг по ГОСТ Р 50646-2012
Физическое лицо, получающее, заказывающее либо имеющее намерение получить или заказать услугу в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Примечание — Потребителем услуг может быть заказчик, клиент, гость, покупатель, турист, пассажир, посетитель, пациент, пользователь услуг, клиент на абонентском обслуживании, потенциальный заказчик.
[из 3.1.5 ГОСТ Р 50646—2012]
Заказ на услугу по ГОСТ Р 50646-2012
Соглашение между потребителем и исполнителем услуги в устной или иной форме, в соответствии с которым исполнитель услуг принимает на себя обязательства оказать услугу [из 3.1.6 ГОСТ Р 50646—2012]
Договор оказания (предоставления) услуг по ГОСТ Р 50646-2012
Документально оформленное соглашение между потребителем и исполнителем услуг, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон [из 3.1.7 ГОСТ Р 50646—2012]
Кодекс поведения исполнителя услуг по ГОСТ Р 50646-2012
Совокупность правил поведения исполнителя услуг при оказании (предоставлении) услуг, основанных на соблюдении требований установленных документов [из 3.1.8 ГОСТ Р 50646—2012]
Оказание (предоставление) услуги по ГОСТ Р 50646-2012
Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
- В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 оказание услуг — это действие по предоставлению услуги.
- Оказание услуги можно подразделить на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслуживания.
[из 3.1.9 ГОСТ Р 50646—2012]
Обслуживание по ГОСТ Р 50646-2012
Деятельность исполнителя услуг при непосредственном контакте с потребителем услуг.
Примечание — В соответствии с определением ГОСТ Р ИСО 10002 обслуживание — это взаимодействие организации с потребителем (заказчиком) на всех этапах оказания услуги.
[из 3.1.10 ГОСТ Р 50646—2012]
Процесс обслуживания по ГОСТ Р 50646-2012
Совокупность операций и действий, выполняемых исполнителем услуг при непосредственном контакте с потребителем в процессе оказания (предоставления) услуг [из 3.1.11 ГОСТ Р 50646—2012]
Метод (способ) обслуживания потребителей по ГОСТ Р 50646-2012
Метод (способ) реализации потребителям продукции, осуществления организационных мероприятий в процессе оказания (предоставления) услуг [из 3.1.12 ГОСТ Р 50646—2012]
Технологический процесс исполнения услуги по ГОСТ Р 50646-2012
Основная часть процесса оказания (предоставления) услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги [из 3.1.13 ГОСТ Р 50646—2012]
Продолжительность исполнения услуги по ГОСТ Р 50646-2012
Норматив времени на исполнение услуги, установленный исполнителем услуги и доведенный до сведения потребителя услуги.
Примечание — Примерами установленных нормативов времени на исполнение услуги являются нормативы времени на изготовление продукции общественного питания, услуги химчистки, услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, транспорта и т.п.
[из 3.1.14 ГОСТ Р 50646—2012]
Продолжительность обслуживания по ГОСТ Р 50646-2012
Период времени, в течение которого потребитель услуг непосредственно взаимодействует с исполнителем услуг [из 3.1.15 ГОСТ Р 50646—2012]
Правила обслуживания по ГОСТ Р 50646-2012
Документ, регламентирующий порядок и условия обслуживания потребителей и содержащий соответствующие требования и нормы [из 3.1.16 ГОСТ Р 50646—2012]
Правила оказания (предоставления) услуг по ГОСТ Р 50646-2012
Документ, устанавливающий порядок, соблюдение которого необходимо для выполнения каких—либо действий при оказании услуг.
Примечание — Примерами правил оказания (предоставления) услуг являются Правила бытового обслуживания населения, Правила оказания услуг общественного питания, Правила предоставления гостиничных услуг, Правила выполнения отдельных видов работ, действующие в Российской Федерации и утвержденные в установленном порядке и др.
[из 3.1.17 ГОСТ Р 50646—2012]
Условия обслуживания по ГОСТ Р 50646-2012
Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания [из 3.1.18 ГОСТ Р 50646—2012]
Результат услуги по ГОСТ Р 50646-2012
Результат деятельности исполнителя услуги, направленной на удовлетворение потребности потребителя услуги.
Примечание — Результат услуги заключается в изменении состояния объекта услуги и (или) удовлетворении потребностей.
[из 3.1.19 ГОСТ Р 50646—2012]
Сфера обслуживания населения по ГОСТ Р 50646-2012
Совокупность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению [из 3.1.20 ГОСТ Р 50646—2012]